Что подразумевается под «настоящей» медитацией спокойного ума?
В начале практики Шинэ ум направляется на объект медитации. Это помогает нашему уму быть сконцентрированным, вместо того чтобы следовать за мыслями. Когда медитация становится естественной, то есть наступает истинное Шинэ, уже больше не нужно напряжение, чтобы концентрировать ум. Поначалу требуется усилие, но затем это происходит совершенно естественно.
Я приведу пример для того, чтобы продемонстрировать различие между искусственным и естественным Шинэ. Существует специальный вид медитации, которая позволяет ясно вспомнить своё прошлое, вплоть до своей прошлой жизни. Ум никогда не одинаков, он существует от момента к моменту, всё время изменяется. Если мы всмотримся в один момент, то увидим, что он возникает, существует и наконец снова исчезает. Таким образом, он состоит из прошлого, настоящего и будущего. Момент возникает и исчезает, чтобы создать пространство для следующего момента. Так устроен наш ум - он состоит из нескончаемого потока моментов осознавания. Поэтому практика Шинэ состоит в том, чтобы осознавать каждый возникающий момент. Не анализировать, лишь фокусироваться и наблюдать возникновение момента, одного за другим, не пропуская ни одного и не нарушая порядка, просто наблюдать, как они проходят мимо; быть полностью сконцентрированным, фокусируясь на них. И так мы можем медитировать способом искусственного Шинэ.
Это превратится затем в подлинное Шинэ, когда оно станет естественным, когда нам больше не надо будет напрягаться, чтобы фокусировать ум. Тогда есть - просто естественное осознавание течения моментов. К этому настолько сильно привыкаешь, что достаточно лишь однажды сконцентрироваться на этом осознавании, как оно уже автоматически продолжается, без необходимости приложения каких-либо усилий. Оно продолжается дальше естественным образом.
Если мы достигаем этого уровня, возникает особенный вид памяти. Мы можем вспоминать прошлое, и даже прошлые жизни, в той степени, в какой наша медитация стала естественной. Воспоминания всё больше расширяются:
вначале мы вспоминаем детство, затем - свои ощущения в утробе матери, затем - предыдущую жизнь. Поскольку всё это было пережито, то можно вспомнить это точно так же, как мы вспоминаем, чем занимались вчера. Эти воспоминания возникают автоматически, когда Шинэ становится естественным.
Что подразумевается под «настоящим» Лхагтонгом?
Продолжим с примером, когда концентрируешься на каждом моменте. Лхагтонг означает исследование природы моментов. Если Шинэ только наблюдает моменты, без их исследования, то теперь мы их анализируем. Лхагтонг становится естественным, когда это исследование перестаёт быть интеллектуальным. В таком случае есть уже прямое восприятие природы каждого момента, восприятие по ту сторону названий и идей.
Когда мы смотрим на что-либо, в первый момент происходит прямое восприятие этой вещи, и лишь затем мы её называем. В буддийском учении говорят о разных видах прямого восприятия. Даже сейчас, например, у нас есть прямое восприятие, но мы всё время сразу проецируем идеи на вещи, хотя эти идеи не реальны. Если мы, например, видим листок белой бумаги, мы смешиваем прямое восприятие с нашей концепцией белого. Концепция белого - это общая концепция, которая относится и к другим вещам, таким как белый материал, белые цветы и т.д. Прямое восприятие гораздо шире любой концепции. В подлинном Лхагтонге происходит прямое восприятие, мы видим истинную природу вещей. Это называют также прямым восприятием практиков (йогов).
Проще говоря, подлинные Шинэ и Лхагтонг возникают в результате удаления препятствий для медитации, о которых говорится в пункте 2. Шинэ становится естественным, если из медитации полностью исчезают тяжесть, тупость и сонливость. Подлинный Лхагтонг возникает, когда полностью нейтрализованы дикость ума, сожаления и сомнения. Они больше никогда не возникают в медитации, но всё ещё возникают в промежутках времени от медитации до медитации, так как если мы не просветлённые, то остаётся ещё различие между медитацией и не-медитацией. Но полностью созревший плод Шинэ и Лхагтонга - медитация, свободная от этих препятствий.
Ступени Шинэ и Лхагтонга
Этот пункт будет здесь затронут лишь коротко. Существует девять уровней Шинэ и четыре уровня Лхагтонга, которые описывают ступени медитации.
Девять ступеней Шинэ:
1. Становится возможным направить ум внутрь.
2. Становится возможным придать уму стабильность.
3. Становится возможным придать уму цельность.
4. Становится возможным придать уму интенсивность.
5. Укрощение ума.
6. Успокоение ума.
7. Полное успокоение ума.
8. Придание уму однонаправленности.
9. Приведение ума к невозмутимости.
Четыре уровня Лхагтонга:
1. Различение явлений.
2. Полное различение.
3. Всестороннее исследование.
4. Всесторонний анализ.
В тибетском языке есть два различных слова для обозначения исследования и анализа. «Исследование» - более грубое, «анализ» - более основательный и детальный. В тибетском есть разница между этими двумя словами, которая в немецком не такая явная, и видно, что одно тоньше другого. Когда Шинэ становится естественным, возможно освоить также четыре уровня Лхагтонга......
Надеюсь, Вы догадались, что "практика Шинэ" - это практика концентрации, предтечи любой медитации? В той статье, которую Вы читали, авторы наверняка забыли упомянуть, что медитация без концентрации невозможна. А может они об этом и понятия не имеют, как и Вы? Н-да...